Форма входа/login | |
| |
| |
Меню сайта | |
| |
| |
Контакты | |
corso-kazan@mail.ru
| |
| |
|
Общий Курс Послушания (ОКП)
| |
corso-kazan | Дата: Пн, 09.06.14, 11:58 | Сообщение # 1 |
Галина
Группа: Администратор
Сообщений: 9654
Статус: Offline
| Роль воспитания и начальной дрессировки
Воспитание щенка — это выработка у него навыков и привычек, полезных для хозяина. Это приучение щенка своевременно воспринимать раздражители внешней и внутренней среды и правильно на них реагировать с целью облегчения его повседневного содержания и последующей дрессировки. Одновременно в процессе воспитания у щенка затормаживаются и изживаются ненужные, вредные привычки. Этим достигается удобное для хозяина, членов его семьи и окружающих поведение щенка.
Под начальной дрессировкой, которую иногда называют воспитательной, понимают выработку у щенка условных рефлексов и первоначальных навыков, позволяющих при помощи команд и жестов управлять его поведением. В отличие от дрессировки взрослых собак, начальная дрессировка щенков не ставит своей целью приучать их немедленно, четко и безотказно выполнять команды в любых условиях окружающей среды, а лишь правильно реагировать на них и выполнять, пусть даже недостаточно четко.
Воспитанием щенка занимаются в период его выращивания и начальной дрессировки, и эти процессы тесно переплетаются между собой. Успех воспитания зависит прежде всего от условий, в которых растет и развивается щенок. Если эти условия благоприятные (щенок содержится в светлом, сухом, достаточно просторном и проветриваемом помещении, имеет полноценный суточный рацион, ежедневно обеспечивается продолжительными прогулками и играми), то он хорошо растет и развивается, успешно поддается воспитанию. И наоборот, если щенок вырастает недостаточно физически развитым, болезненным, и процесс воспитания будет менее эффективным.
Успех воспитания во многом зависит от того, насколько оно методически правильно построено и выполняется, что, в свою очередь, определяется подготовленностью хозяина — воспитателя щенка, наличием у него соответствующих знаний и опыта.
Владелец должен знать основы психофизиологии поведения и дрессировки собаки. Это позволит ему правильно, со знанием дела обращаться со своим питомцем и эффективно воздействовать на него в целях выработки полезных и затормаживания вредных навыков и привычек.
Повинуясь инстинктам, только что родившийся щенок еще глухой и слепой, находит сосок матери, ползет к ней или к другим щенкам, чтобы согреться, скулит, чтобы привлечь внимание матери. С 3-недельного возраста начинается самовоспитание щенка (приобретение собственного опыта и выработка соответствующих навыков). Для его развития полезны коллективные игры и прогулки под наблюдением матери, а также индивидуальные активные передвижения по квартире и во дворе под наблюдением хозяина.
Сука поощряет игры щенков и прерывает их, если щенки начинают сильно кусать друг друга. Во время прогулок она на собственном примере учит щенков обходить опасные ямы, преодолевать невысокие преграды, остерегаться чужих людей и животных.
Строить взаимоотношения со щенком нужно продуманно, уравновешенно и разумно. Одинаковый вред приносит как холодное, грубое, так и излишне ласковое обращение. Для развития у щенка заинтересованности, активности, смелости во время игры ему нужно периодически уступать, имитируя его победу. Однако злоупотреблять этим не следует, так как щенок может поверить, что хозяин на самом деле боится его, что он слабее.
Строить отношения со щенком нужно таким образом, чтобы он четко представлял, кто является хозяином, кого он должен защищать и кому подчиняться. Щенок должен относиться к своему хозяину как к вожаку. Ни в коем случае хозяин не должен позволять щенку наносить укусы, даже слабые. Если щенок во время игры пытается преступить грань дозволенного, кусая хозяина и т.п., его нужно отвлечь от нежелательных поступков, переключив на другое занятие. Если это не удается, необходимо принять запретительные меры, легко ударив прутиком по спине, в противном случае некоторые собаки, особенно агрессивных пород (кавказские овчарки и др.), постараются на самом деле взять над хозяином верх и начнут пускать в ход зубы, став неуправляемыми «диктаторами», опасными для домашних и окружающих.
Начальная дрессировка щенка и его воспитание не призваны обучить его садиться, ложиться, стоять и т.п. (он может делать это благодаря природным задаткам), а нужны для того, чтобы щенок научился выполнять подобные действия по команде хозяина. Если от взрослых собак после дрессировки требуется выполнение сложных и продолжительных действий, для щенков достаточно того, чтобы после воспитания и начальной дрессировки они стали более дисциплинированными и послушными, выполняли команды хозяина и не допускали нежелательных поступков.
Первые уроки щенкам дает их мать. Главная задача владельца щенка — продолжить ее воспитание, чтобы максимально подготовить 8—10-месячного щенка к успешному освоению общего курса дрессировки (ОКД), а в дальнейшем того или иного курса специальной дрессировки (СКД).
Нельзя недооценивать или игнорировать значение воспитания, так как упущенное в этом возрасте нельзя наверстать. Если не заниматься воспитанием щенка, у него неизбежно выработаются вредные привычки, многие из которых нельзя будет искоренить. У щенков, особенно в возрасте 3—4 месяцев, организм и нервная система очень восприимчивы к воспитательскому воздействию со стороны хозяина. Упускать такой благоприятный момент неразумно, так как то, чего можно было добиться от щенка, позже потребует от дрессировщика больших усилий, а то и вовсе станет недостижимым.
|
|
| |
corso-kazan | Дата: Пн, 09.06.14, 11:59 | Сообщение # 2 |
Галина
Группа: Администратор
Сообщений: 9654
Статус: Offline
| В чём разница между воспитанием щенка и его начальной дрессировкой?
Провести четкую грань между воспитанием щенка и его начальной дрессировкой практически невозможно, однако эти процессы различаются по своим задачам и методам осуществления. Особенно резко воспитание щенка отличается от дрессировки взрослой собаки. Общее для воспитания и дрессировки — то, что они направлены на выработку у собаки полезных для человека навыков и привычек, а также на недопущение ненужных и вредных действий.
Разница между воспитанием и дрессировкой состоит в следующем. При воспитании ставится задача выработать общие начальные полезные для человека навыки, которые делают щенка послушным в повседневном общении и являются основой последующей начальной дрессировки, а затем, когда щенок повзрослеет, — становятся основой успешного проведения общей и специальной дрессировки. Таким образом, цель воспитания — выработать начальное послушание, основные элементы дисциплинированности, отнюдь не доведенные до совершенства. Дрессировка дает возможность вырабатывать у щенков четкие, безотказные навыки не только общего послушания, но и общего и специального курса дрессировки, что позволит использовать их на той или иной службе (работе).
Специфика воспитания и начальной дрессировки щенка
Нужно учитывать тот факт, что по поведению и развитию щенок резко отличается от взрослой собаки. Он еще недостаточно сформировался и окреп, его жизненный опыт невелик. Во время занятий он быстро устает, резко реагирует на сильные внешние раздражители. Кроме того, щенки сильно отличаются друг от друга в зависимости от возраста. Поэтому воспитание и начальная дрессировка каждого щенка должны осуществляться строго индивидуально, с учетом возрастных особенностей.
Все воздействия на щенков, особенно до 3—4-месячного возраста, должны быть щадящими. Механические воздействия можно применять, но редко и осторожно, если без них нельзя обойтись. Чаще для выработки нужных навыков следует применять лакомство, игры, подражание действиям обученных собак. Значительные по силе и болезненности удары, а также излишне громкие запрещающие команды испугают щенка и нарушат контакт с хозяином.
С 3—4-месячного возраста в качестве безусловных раздражителей чаще прибегают к умеренным механическим воздействиям на щенка. При выполнении команд периодически, сначала чаще, затем реже, но во всех случаях немедленно произносят восклицание «Хорошо!» и дают лакомство. Увеличивать продолжительность упражнений и повышать требования к щенку нужно постепенно. Ни в коем случае нельзя добиваться от него безотказных и четких действий, как от взрослой собаки. Злоупотребление занятиями со щенком приведет к переутомлению, потере возможности вырабатывать и совершенствовать нужные навыки, срыву высшей нервной деятельности.
Если щенок выглядит усталым, занятия нужно прекратить до следующего дня. Для предупреждения переутомления и в случае, если щенок начинает терять интерес к занятиям, можно прибегнуть к регулярным 5-минутным перерывам, во время которых щенок может побегать.
Методы и приёмы воспитания начальной дрессировки Воспитанием щенка и его начальной дрессировкой нужно заниматься с первого дня после того, как его отняли от матери, и до 8—10-месячного возраста, когда следует приступать к систематическому общему курсу дрессировки.
|
|
| |
corso-kazan | Дата: Пн, 09.06.14, 11:59 | Сообщение # 3 |
Галина
Группа: Администратор
Сообщений: 9654
Статус: Offline
| Правила воспитания и дрессировки
После того как щенка отняли от матери и разлучили со сверстниками, ему нужно постоянное общение с людьми. В первые дни он весьма болезненно переносит разлуку с сородичами, так как собаки принадлежат к числу животных, живущих в природных условиях стаями. Сначала щенок будет скучать, проситься на руки, скулить, настойчиво избегать отведенного для него места. Несмотря на это, хозяин должен продолжать воспитание — не брать щенка на руки, не пускать в постель или на диван. Если щенок очень беспокоен, с ним нужно поиграть, погладить его, успокоить, разрешить полежать у ног хозяина Успешное воспитание щенка возможно только в том случае, если у него будет один хозяин, который занимается его чисткой и кормлением, выгуливает, систематически дрессирует. Члены семьи для этих целей могут привлекаться лишь в случае, если хозяин в отъезде или заболел. Нельзя заниматься воспитанием щенка по очереди, ведь у каждого человека собственные представления о приемах и методах воспитания, и щенок не в силах приспособиться к такому разнообразию подходов. Исключением из этого правила могут быть случаи, когда щенок сильно провинился в отсутствие хозяина, что необходимо немедленно пресечь. Допускаются также нечастые выгуливание и кормление щенка членами семьи. При выборе площадки для занятий следует проследить, чтобы там не было мусора, предметов, которые могут поранить щенка. Если нет особой необходимости, не нужно заставлять щенка садиться или ложиться на грязную землю. Ошибочным является мнение, что воспитание щенка ограничивается лишь выработкой у него навыков на команды «Сидеть! », «Лежать!», «Ко мне!» и др., так как большая часть полезных навыков вырабатывается в процессе выгула, чистки и кормления. Особенно полезны для этой цели прогулки, во время которых щенок имеет возможность встречаться с различными людьми, животными, видеть транспортные средства, что позволяет ему постепенно привыкнуть и спокойно реагировать на такие раздражители, а также научиться избегать опасностей. Если во время прогулки щенок чего-то испугался, его нужно погладить и успокоить, постараться отвлечь игрой и, изменив маршрут, незаметно подвести к испугавшему его предмету, чтобы дать возможность обнюхать его. Каждый щенок должен получить необходимый минимум воспитания. Однако приёмы следует применять в зависимости от того, для какой цели его выращивают. Ниже приведены приёмы отработки общих навыков, которые рекомендуется формировать у собак до 8-ми месяцев по общему курсу послушания.
|
|
| |
corso-kazan | Дата: Пн, 09.06.14, 11:59 | Сообщение # 4 |
Галина
Группа: Администратор
Сообщений: 9654
Статус: Offline
| Отучение щенка от нежелательных действий
Как отучить щенка есть штукатурку или нечистоты!
Если щенок дома или во время прогулки поедает штукатурку, пищевые отбросы, нечистоты, нужно в первую очередь выяснить, достаточно ли он получает с кормом необходимых минеральных веществ, а если нет, нужно увеличить минеральную подкормку, обратив внимание не только на количество минеральных веществ, но и на их ассортимент. Организм щенка должен в достаточном количестве получать кальций, фосфор, микроэлементы и другие минеральные вещества. Если, несмотря на полноценное питание, щенок продолжает поедать штукатурку, подбирать пищевые отходы, слизывать землю, следует принять предупредительные воспитательные меры. На прогулке по выбранному маршруту нужно заранее разложить кусочки мяса, кости и т.п., обозначив эти места не заметными для щенка палочками и ветками. На прогулке нужно внимательно наблюдать за ним и, как только он попытается схватить кость, следует немедленно произнести запрещающую команду «фу!» и сделать чувствительный рывок поводком. Такие действия нужно повторить 2—3 раза.
Как отучить щенка портить имущество?
Обычно щенки из любопытства пробуют «на вкус» все подряд, и если их своевременно не отучить, то скоро они перегрызут в вашем доме все что можно. Таким образом они не только удовлетворяют свое любопытство, изучая предмет, но и спасаются от скуки. Если вы каждый раз будете только наказывать собаку, то не добьетесь положительного эффекта. Дело в том, что у животного стремление грызть и жевать что-либо заложено на инстинктивном уровне. Наказание воспринимается им не как запрет грызть вообще, а как запрет грызть, пока хозяин находится рядом. Как только вы покидаете дом, собака опять принимается за свое. В результате вы злитесь на непонимание «этим глупым животным» элементарных вещей, вместо того чтобы самому понять собачьи инстинкты. С каждым своим возвращением домой вы наказываете собаку, и в результате она начинает бояться вашего появления и радоваться вашему уходу. Если вы накажете собаку за конкретный испорченный ею предмет, она перестанет грызть его и возьмется за другой (скажем вместо дивана — за кресло). Поэтому единственный выход показать животному, что можно грызть.
Хозяин должен дать собаке несколько предметов, с которыми она будет играть. Как только животное поймет, какие игрушки можно грызть, оно сразу же перестанет обращать внимание на остальные предметы. Но пока собака не признала своих игрушек, не оставляйте ее в доме на длительное время без присмотра. Если вы уходите, закрывайте собаку в отдельной комнате рядом с её вещами. Пока вы находитесь дома, время от времени посматривайте, чем собака занята. Если играет со своими игрушками, похвалите ее. Если заинтересована чем-то другим, не ругайте, а постарайтесь обратить внимание на ее игрушку. Когда это удалось сделать, обязательно снова похвалите собаку. Таким образом у животного будет формироваться условный рефлекс: игрушка — похвала, и собака перестанет грызть вашу мебель.
В качестве игрушек желательно использовать вещи, которые трудно разгрызть, разжевать, проглотить. Наилучший материал — сыромятная кожа, жесткая резина. Это может быть мяч, специальная искусственная кость и т.д. Никогда не используйте в качестве игрушки свою старую обувь или одежду, так как собака, поиграв со старым ботинком , увлеченно примется за новый.
Если вы оставляете щенка одного без присмотра, дайте ему игрушку с приятно пахнущей начинкой (но так, чтобы ее было можно достать). Щенок будет настолько занят содержимым игрушки, что в ваше отсутствие не станет обращать внимания на другие предметы в доме. После того как собака привыкнет к своим игрушкам, привыкнет находиться в одиночестве, ее можно смело оставлять одну дома, не боясь, что она начнет выть или грызть мебельный гарнитур.
Как отучить щенка прыгать на хозяина, лизать лицо?
Большинство щенков любят прыгать на хозяина, опираясь на него передними лапами. Во избежание этого при поощрении ни следует поднимать лакомство слишком высоко, чтобы щенок не подпрыгивал за ним и не опирался лапами на хозяина. Если привычка все же появилась, ее нужно пресекать запрещающей командой «Фу!», а если щенок не подчиняется, легко ударить его прутиком по спине. Не рекомендуется позволять щенку лизать лицо хозяина, так как это негигиенично. В то же время не следует запрещать щенку периодически лизать руки, после чего, естественно их нужно вымыть с мылом.
Как отучить щенка попрошайничать?
Чтобы щенок не попрошайничал, когда хозяева едят, его нужно предварительно покормить, а каждую попытку приблизиться к столу немедленно пресекать командой "Место!" Если щенок не реагирует на команду, ее следует повторить и отвести щенка на его место.
Как научить щенка правильно реагировать на встречу с посторонними людьми?
Щенок должен правильно реагировать на встречу с посторонними людьми. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы он воспринимал встреченных на улице незнакомых людей как друзей или, еще хуже, как врагов и проявлял страх. Щенки до 2—3-месячного возраста, как правило, доброжелательны и к незнакомым людям. Не стоит мешать им знакомиться, ибо таким образом они приобретают жизненный опыт. В то же время нельзя позволять постороннему ласкать щенка или играть с ним. Это поможет выработать у щенка спокойное и не заинтересованное отношение к людям.
Как отучить щенка облаивать незнакомых?
У щенков, достигших 3-месячного возраста, отмечены черты индивидуального поведения. Большая часть щенков не проявляет к посторонним особой заинтересованности, тем более радости, они становятся настороженными. Некоторые щенки облаивают входящих, что следует поощрять поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Однако длительное облаивание поощрять не стоит. Если щенок испугался входящих посторонних людей, совершающих резкие движения, нужно попросить их прекратить действия, которые пугают щенка, успокоить его поглаживанием и подозвать поближе к вошедшему , чтобы он убедился в отсутствии угрозы со стороны постороннего. Цель любого собаковода — вырастить собаку, которая стала бы хорошим сторожем. Если щенок 3—4-месячного возраста и старше безразличен к вошедшему в квартиру постороннему человеку или встречает его с радостью, необходимо провести несколько занятий по выработке у него навыков правильного поведения. Для этого нужно попросить знакомого перед входом в квартиру не сильно, но достаточно энергично поскрести в дверь. Если щенок насторожится и начнет лаять, его следует поощрить восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием.
Аналогичное поведение, только в более выраженной форме, должно проявиться, когда посторонний человек войдет в квартиру. Если эти действия не вызовут желательной реакции, нужно, чтобы посторонний человек расшевелил щенка не резкими, угрожающими действиями. Когда щенок насторожится и начнет лаять, постороннему следует отступить и, показав свой «испуг», выйти из квартиры. Хозяин должен успокоить щенка поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Действия постороннего человека по отношению к щенку должны быть не очень резкими, не пугающими. Достаточно, если щенок проявит умеренную защитно-оборонительную реакцию, но нельзя позволять ему проявлять трусость. Также нельзя допускать, чтобы щенок в состоянии крайнего возбуждения попытался укусить незнакомого человека, так как это способствует выработке нежелательной в его возрасте злобности. Категорически не рекомендуется вызывать у щенка настороженность и активно-оборонительную реакцию, переодевшись в одежду соседей и воздействуя на него угрожающе. Щенок быстро разоблачит хозяина по запаху и другим индивидуальным особенностям.
Как помочь щенку преодолеть трусость?
Если щенков в возрасте 3—5 месяцев мало знакомят с окружающей средой, они из-за недостаточного физического развития и несформированности поведенческих реакций часто проявляют в ответ на внешние раздражители пассивно-оборонительную реакцию, отступая, пугаясь и стараясь спрятаться. Такая реакция нежелательна, поэтому щенка следует успокоить и отвлечь игрой или лакомством. Как правило, подобное поведение щенка не является проявлением врожденной и не поддающейся исправлению пассивно-оборонительной реакции, обусловленной слабым типом высшей нервной деятельности. Это естественная реакция на незнакомый внешний раздражитель. При регулярных занятиях со щенком ее заменит оборонительная реакция в активной форме. Если пассивно-оборонительная реакция сохраняется у щенка несмотря на занятия, в этом следует «винить» наследственность.
В результате воспитания щенок должен усвоить, за какие действия его поощрят лакомством и восклицанием «Хорошо!», а за какие накажут. Неотвратимость наказания для прекращения нежелательных действий — главный метод воспитания. Наказание должно применяться тогда, когда щенок пытается совершить нежелательное действие или немедленно после него, предварительно подав запрещающую команду «Фу!».
Для воспитания и начальной дрессировки щенка необходимы шлейка, ошейник, длинный и короткий поводки, апортировочные предметы, сумки для лакомства и инвентаря.
|
|
| |
corso-kazan | Дата: Пн, 09.06.14, 12:00 | Сообщение # 5 |
Галина
Группа: Администратор
Сообщений: 9654
Статус: Offline
| Приучение к месту
Научить собаку возвращаться на место необходимо как в повседневной жизни, так и при специальной дрессировке. Условными раздражителями здесь служат команда и жест, безусловными — поощрение, легкий рывок поводком.
Дрессировка 1 -2-месячных щенков К своему месту щенка начинают приучать с первых дней его появления в доме. Это место, где должен лежать коврик (половичок ), предназначено для отдыха щенка, а также для его временного размещения в случаях, когда он мешает людям (уборка помещения, прием пищи и др.). Каждый раз, когда щенок, насытившись или наигравшись , начнет укладываться где-нибудь на отдых, нужно взять его на руки, отнести на его место и после команды «Место!» положить на коврик, затем повторить команду и погладить. В первое время щенок, как правило, попытается подняться и убежать. В таком случае, удерживая его на подстилке, следует повторить команду «Место!», погладить, а когда он успокоится, поощрить восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством, а затем отойти. Если щенок уснет, на этом упражнение можно закончить. Если он встанет и попытается улечься где-нибудь на другом месте, упражнение следует повторить. В течение дня упражнение нужно повторять 3—4 раза. По такой методике приучают щенка уходить по команде «Место!» в случаях, если во время приема людьми пищи он будет попрошайничать или во время уборки квартиры станет гоняться за веником и др.
Следует учитывать, что щенка сравнительно легко приучить к выполнению команды, когда он сыт или устал. Значительно труднее сделать это, когда его возбуждает запах пищи у стола или привлекает движущийся по полу веник или пылесос. В первом случае навыки легко вырабатываются у молодых, 1—2-месячных щенков, а во втором — у щенков, достигших 3—4-месячного возраста и старше. Постепенно ваш щенок привыкнет выполнять команду.
Дрессировка 3—6-месячных щенков Приучать щенка к месту продолжают и в возрасте 3—6 месяцев. Однако теперь после команды щенка не относят, а отводят. Делают это следующим образом. Когда необходимо отправить щенка, его подзывают и отводят на его место. Затем повторяют команду и кладут щенка на коврик, после чего поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием или лакомством и отходят. После того как щенок полежал, подзывают его и немного с ним играют. Если после команды он не идет на место рядом с хозяином повторяют команду более строгим тоном и увлекают его за собой. Если это не помогает, используют поводок со шлейкой или ошейником. Отводят щенка по команде на его место на поводке, снимают шлейку или ошейник, кладут щенка на коврик, повторив при этом команду «Место!», и поощряют восклицанием «Хорошо!», лакомством и поглаживанием. В дальнейшем сопровождают щенка на его место без поводка. Постепенно после команды сокращают число сопровождений, а затем отправляют щенка на место без сопровождения. В течение дня это упражнение нужно повторять 4—5 раз.
Дрессировка 6—8-месячных щенков В возрасте 6—8 месяцев команду «Место!» отрабатывают не только в квартире, но и во дворе. Щенка берут на длинный поводок, укладывают по команде «Лежать!» и кладут перед ним какой-нибудь предмет, который обозначал бы его место. Вторично произносят команду, отходят от щенка на 3—5 шагов и поворачиваются к нему. После небольшой паузы щенка подзывают к себе, поощряют, затем делают такой жест — протягивают правую руку ладонью вниз на высоту пояса в направлении места, которое щенок оставил, и опускают к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед, одновременно подавая команду Место!». В это же время левой рукой делают несколько рывков поводком и идут со щенком к обозначенному месту. При этом отпускают щенка вперед, приучая двигаться к месту самостоятельно. Во время движения 2—З раза повторяют команду «Место!» Подведя щенка к предмету, укладывают его и поощряют. Упражнение повторяют с небольшими перерывами 2—3 раза.
Если щенок отходит от своего места, команду следует повторить более строгим тоном, а если это не помогает, щенка нужно отвести на место на поводке. Когда щенок выработает навык на команду и жест, команду «Место!» после жеста нужно подавать все реже, а затем ограничиться одним жестом. Затем щенка отправляют на место по команде и жесту одновременно.
Навык выработан, если собака без поводка по первой команде и жесту хозяина (дрессировщика) быстро и четко возвращается на прежнее место с расстояния до 15 м, самостоятельно ложится не далее чем в 1 м от оставленного предмета и сохраняет выдержку до 30 секунд.
! Возможные ошибки дрессировщика Выполнение первоначальных упражнений при наличии отвлекающих раздражителей. Использование для обозначения места предмета или вещи незнакомых собаке. Частые подзывы собаки к дрессировщику. Излишне сильные рывки поводком во время возвращения собаки к месту при выполнении начальных упражнений.
|
|
| |
corso-kazan | Дата: Пн, 09.06.14, 12:01 | Сообщение # 6 |
Галина
Группа: Администратор
Сообщений: 9654
Статус: Offline
| Приучение к чистке и мытью
К чистке и мытью щенка приучают с раннего возраста, когда его отняли от матери и содержат в доме или во дворе. Сложности в выработке этого навыка не возникают, если щенка приучают к мытью и чистке осторожно, не причиняя боли и ни пугая его. Чистка станет для щенка источником приятных ощущений, и он будет каждый раз с радостью подбегать к хозяину, увидев в его руке щетку или гребень. Это в равной степени относится и к приучению щенка к мытью. Нужно внимательно следить за температурой воды, особенно если пользуются шлангом со смесителем. Бывают случаи, когда теплая вода внезапно сменяется горячей, и щенок получает ожог. После этого в течение многих дней только шум вытекающей из шланга воды будет вызывать у него испуг и активное сопротивление мытью. Использовать воду для мытья непосредственно из шлангов с такими смесителями нельзя.
Приучение к чистоплотности
Дрессировка 1—3-месячных щенков К чистоплотности щенка приучают с первого дня его появления в доме. При этом необходимо строго руководствоваться рекомендациями, изложенными в разделе об уходе за щенком. При выполнении этих рекомендаций щенок постепенно привыкает сдерживать себя и проситься на выгул.
Дрессировка 3—6-месячных щенков В возрасте 3—6 месяцев к соблюдению чистоплотности щенков предъявляют повышенные требования. Обычно к 3-месячному возрасту щенок привыкает своевременно проситься на улицу, но «не выдерживает» ещё довольно часто. Увлекшись игрой или каким-либо другим занятием, он еще не может своевременно реагировать на сигналы организма о переполнении мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому необходимо регулярно и своевременно выгуливать щенка. Следует учесть, что собаки, в том числе и щенки, не могут освободиться от мочи в один прием и делают это в процессе выгула несколько раз. Пучше всего выводить щенка, не дожидаясь, когда он попросится. Если поведение щенка становится беспокойным, его тут же следует вывести. Особое внимание нужно обращать на качество корма. Недоброкачественные продукты, несвежий корм могут вызвать нарушение пищеварения, и в этом случае щенок причинит вам неприятности.
Приучение к кличке
К кличке щенок привыкает быстро, в течение 3—4 дней. Кличку произносят, когда обращаются к щенку во время ухода, кормления, воспитания, начальной дрессировки, то есть ежечасно. Поэтому нужно отнестись к выбору клички со всей серьёзностью. Кличка должна соответствовать полу щенка. Она должна быть короткой, простой, легко произносимой и благозвучной. Нельзя присваивать клички, используя человеческие имена, воинские звания, национальность, названия государств, городов. Кличка должна вызывать симпатию к собаке. Недопустимы клички, порочащие животное. В клубах служебного собаководства первые буквы клички собаки устанавливаются по алфавиту в зависимости от года ее рождения. Поэтому подбирать кличку следует с учетом этого.
Дрессировка 1—3-месячных щенков Для приучения щенка к кличке в течение дня периодически четко и достаточно громко произносят ее. Как только щенок обратит на это внимание, его немедленно поощряют поглаживанием и лакомством, повторяя кличку. Для этого используют также каждое кормление. Перед кормлением берут кормушку произносят кличку и после реакции щенка немедленно ставят ее на место и кормят щенка. Во время кормления повторяют кличку 1—2 раза. Особенно важно выработать у щенка немедленно реагировать на кличку, когда он чем-то отвлекся, например игрушками, глодает кость, наблюдает за кошкой и др. Для этого перед каждым кормлением ждут, когда щенок отвлечется, произносят кличку и, когда он обратит на это внимание, ставят кормушку и кормят его, не забывая повторить кличку 1—2 раза. После того как щенок станет реагировать на кличку, для закрепления выработанного навыка ежедневно поощряют его поглаживанием и лакомством всякий раз, когда он обращает внимание на произнесенную кличку, но постепенно сокращают число поощрений. В дальнейшем к поощрению, особенно лакомством прибегают изредка, как правило, в том случае, если щенок перестанет четко и безотказно реагировать на свою кличку.
К 3-месячному возрасту щенок привыкает к кличке, и в дальнейшем этот навык требует лишь закрепления и совершенствования. С этой целью периодически поощряют щенка, когда он реагирует на кличку и обращает на хозяина внимание, но лакомством поощряют все реже и заменяют его восклицанием "Хорошо!" и поглаживанием. Когда навык своевременного реагирования щенка на кличку выработан, необходимость и в таких поощрениях отпадает, так как они заменяются удовольствием, которое щенок испытывает при выполнении последующих упражнений (занятий). Например, после того как щенок отреагирует на кличку и обратит внимание на хозяина, тот берет его на поводок и выводит на прогулку, что является для щенка большим поощрением. Условия закрепления и совершенствования навыка на произносимую кличку постепенно необходимо усложнять. К щенку обращаются , когда он чем-то отвлекся. Затем упражнение проводят в комплексе: произнеся кличку, подают команду «Ко мне!», а затем «Гуляй!» и т.п. Приучая щенка к кличке, не рекомендуется произносить её слишком громко. Излишне частое произнесение клички перед каждой командой может приучить щенка выполнять команды только в сочетании с кличкой, что недопустимо.
! Возможные ошибки дрессировщика Искаженное и угрожающее произношение клички. Постоянное повторение клички перед каждой командой, что приучает собаку отвечать действиями на команды только в сочетании с кличкой.
|
|
| |
corso-kazan | Дата: Пн, 09.06.14, 12:01 | Сообщение # 7 |
Галина
Группа: Администратор
Сообщений: 9654
Статус: Offline
| Приучение к шлейке и поводку
К шлейке и поводку щенка нужно приучать с 2—2,5-месячного возраста. Подбирают соответствующую шлейку и подгоняют ее так, чтобы она не болталась и в то же время не затрудняла движений щенка. После этого осторожно, но достаточно быстро надевают на щенка шлейку. Если щенок беспокоится и пытается освободиться от нее, его успокаивают поглаживанием, отвлекают игрой, короткой пробежкой. Если это не поможет и щенок по-прежнему будет сильно беспокоиться, нужно снять шлейку и предоставить ему возможность немного побегать, а затем снова надеть шлейку. В течение дня упражнение повторяют 3—4 раза. Когда щенок станет спокойно вести себя с надетой на него шлейкой, во время прогулки быстро и по возможности незаметно для него, к шлейке пристегивают короткий легкий поводок (из тесьмы, тонкой веревки) и опускают его на землю. После 3- 5 минутной прогулки берут поводок в левую руку и, слегка натянув его, продолжают прогулку. Каждый раз, когда щенок будет сильно тянуть поводок, его натяжение ослабляют. В течение дня упражнение повторяют 4—5 раз. Поводок предназначен дли удержания щенка и управления им во время выгула и прогулки. В дальнейшем его используют также при выработке навыков на различные команды («Сидеть!», «Лежать!» и др.).
Нужно, чтобы щенок относился к поводку спокойно. Обычно так и бывает. Как только хозяин берет в руку поводок, щенок начинает бегать вокруг него, подпрыгивать и проявлять другие признаки радости. Поэтому неправильно использовать поводок для наказания щенка. Для этого следует пользоваться прутиком и прибегать к нему в случае крайней необходимости, когда другие меры воспитания не достигают цели. Если наказывать щенка поводком, пусть даже слегка, он станет бояться его. При систематическом злоупотреблении поводком щенок начинает убегать и прятаться от хозяина каждый раз, когда он берет поводок в руки.
В то же время нельзя превращать поводок в игрушку, как то нередко делают многие собаководы. Недопустимо, чтобы щенок во время прогулки играл с поводком, грыз его и тянул к себе. В таком случае поводок теряет свое значение как инструмент, дисциплинирующий щенка, особенно на прогулках. При соблюдении методики щенок быстро привыкает к шлейке и поводку.
Правила пользования коротким (до 1,5 м) и длинным (до 12 м) поводками Поводок — основное средство управления поведением собаки. С помощью поводка ограничивают, сдерживают самовольные движения собаки, а также заставляют (принуждают) собаку отреагировать на команду, жест, нужным для дрессировщика действием. Эффективность воздействия поводком зависит от умения дрессировщика своевременно и быстро перехватывать его на нужном расстоянии от ошейника, как правило, одной рукой. При этом большая часть поводка опускается на землю. Быстрый маневр необходим для того, чтобы вовремя погладить собаку и дать лакомство. Собаки очень внимательны к поводку. Поэтому переходить к управлению без поводка следует постепенно. Начинают paботу без поводка с собакой в наморднике. Нельзя бить (наносить им удары) поводком с целью наказания собаки.
Приучение к ошейнику
Щенка приучают к ошейнику и поводку с 3-месячного возраста по методике приучения к шлейке с поводком. К этому времени шея у щенка достаточно сформировалась и окрепла, воздействие ошейника, если правильно пользоваться поводком, не вызывает боли и позволяет управлять щенком. Однако нельзя забывать, что при сильном натяжении ошейник затрудняет дыхание. Поэтому резкие натяжения и рывки поводком - недопустимы. Если не ставится задача более тонкого управления поводком для выработки тех или иных навыков, целесообразнее использовать не поводок, а шлейку.
Приучение к наморднику
Приучение щенка к наморднику можно начинать с 4-месячного возраста. Наиболее удобным является глухой намордник, передняя часть которого состоит из сплошного куска кожи или кожзаменителя с отверстиями для воздуха. Он позволяет собаке при необходимости держать пасть открытой, что облегчает дыхание. В теплое время года удобен сетчатый металлический намордник.
Намордник подбирают в соответствии с размером морды щенка, а при необходимости подгоняют его так, чтобы он не особенно стеснял щенка и не болтался. Во время прогулки со щенком на поводке нужно остановиться, показать ему намордник так, чтобы он имел возможность его понюхать, и осторожным, но быстрым движением правой руки надеть и застегнуть намордник, после чего можно продолжать прогулку.
Если щенок предпримет попытку освободиться от намордника, с ним можно немного побегать и успокоить поглаживанием. Чтобы отвлечь щенка, можно подать команды «Сидеть!, «Лежать!» и т.д. Через 2—3 минуты намордник снимают и после небольшого перерыва упражнение повторяют 2—3 раза. В дальнейшем нужно увеличивать время пребывания щенка в наморднике.
! Возможные ошибки дрессировщика
Неправильный подбор снаряжения, создающего собаки неудобства и даже причиняющего боль. Разрешение собаке играть поводком, что способствует развитию привычки грызть его.
|
|
| |
corso-kazan | Дата: Пн, 09.06.14, 12:02 | Сообщение # 8 |
Галина
Группа: Администратор
Сообщений: 9654
Статус: Offline
| Приучение подходить к хозяину (дрессировщику) по команде "Ко мне"
Подходить к хозяину по команде «Ко мне!» щенка приучают сразу же после установления с ним контакта и приучения к кличке и месту. Этот навык имеет для владельца щенка и взрослой собаки очень большое значение, поэтому к выработке следует отнестись с должным вниманием. Условными раздражителями являются команда «Ко мне!» и жест, безусловными — лакомство, легкое подтягивание поводка, поглаживание.
Во время прогулки без поводка щенок будет периодически пропадать из поля зрения хозяина, особенно в местах, заросших густым кустарником. Обычно щенок следит за хозяином и далеко не удаляется, но если он находит кость, рыбью голову он может на время забыть обо всем. Поэтому нужно добиваться, чтобы щенок, где бы он ни был и чем бы ни занимался, по команде «Ко мне!» немедленно подбегал к хозяину. Чтобы оторваться от заинтересовавшего предмета (сильного раздражителя) и подбежать к хозяину, щенку приходится преодолевать сильные «исследовательские» инстинкты. Поэтому вначале достаточно, если он по команде «Ко мне!», пусть даже и повторной, оставляет предмет и направляется к хозяину. Сначала он будет делать это медленно, но после многократных упражнений станет подходить быстрее. Для выработки четко выраженного, устойчивого навыка на команду от хозяина требуются терпение, настойчивость, упорство. Щенок и взрослая собака, не овладевшее данным навыком, принесут хозяину много проблем и неприятностей, особенно в период течки у сук, так как сдерживать проявление полового инстинкта у собак очень сложно.
Метод поощрения кормом
Добиться от щенка безотказности и четкости выполнения команды "Ко мне!" можно только в том случае, если команда будет восприниматься как сигнал к последующему поощрению, сопровождаемому приятными ощущениями (игра, восклицание «Хорошо!», лакомство). Поэтому вначале щенка приучают выполнять команду с помощью корма (лакомства).
Приступая к кормлению, берут кормушку, произносят кличку и, как только щенок обратит на это внимание, подают команду «Ко мне!», после чего ставят кормушку на место. Увидев, что щенок подбегает, хозяин подает команду «Ко мне!», а когда он подбежит, поощряет его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и дает корм. Так поступают перед началом каждого кормления. Вначале подзывают щенка, находящегося в этой же комнате и наблюдающего за хозяином, а в дальнейшем делают это, когда он будет находиться в другой комнате, в коридоре и будет чем-то занят (игрушкой и др.). Таким образом, поступают по принципу «от простого к сложному». После 4—5 дней занятий начинают отрабатывать команду "Ко мне!", выводя щенка из дома. Когда щенок во время прогулки удалится от хозяина на 7—8 шагов, тот произносит его кличку. Как только щенок обратит на это внимание, подают команду. Когда щенок подбежит к хозяину, его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. В течение одной прогулки упражнение повторяют 4—5 раз. Нередко, особенно в первые дни занятий, щенок на свою кличку и команду может не реагировать. В таком случае повторяйте кличку громче и, когда щенок обратит на это внимание, — ещё громче и в повелительном тоне подают команду «Ко мне", но ни в коем случае не кричат. Затем показывают щенку лакомство и, если это на него не действует, называют кличку, немного отбегают в сторону или присаживаются. Как правило, это вызывает у щенка интерес, и он подбегает к хозяину. Следует немедленно поощрить его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Такой «маневр» используют также в том случае, если щенок по команде «Ко мне!» подходит к хозяину, но слишком медленно.
|
|
| |
corso-kazan | Дата: Пн, 09.06.14, 12:02 | Сообщение # 9 |
Галина
Группа: Администратор
Сообщений: 9654
Статус: Offline
| Метод принуждения
Некоторые щенки, несмотря на все старания хозяина, плохо выполняют команду или вовсе отказываются ее выполнять. В таком случае прибегают к методу принуждения, хоть он для щенков нежелателен. Использовать его следует весьма осторожно и лишь для более взрослых щенков. Щенка берут на длинный поводок и, когда он удалится от хозяина произносят кличку и подают команду «Ко мне!», затем, осторожно натягивая поводок, медленно подтягивают щенка к себе повторяя команду 2—3 раза. Нужно стремиться не причинить щенку боли. Как только он приблизится к хозяину, его поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Повторяя упражнения, постепенно усложняют дрессировку.
Периодически подают команду «Ко мне!», не произнося предварительно кличку. Подают эту команду, когда щенок чем-то увлёкся и скрылся от хозяина. Постепенно увеличивают расстояние между хозяином и щенком в момент подачи команды. Однако нельзя слишком усложнять задание и делать его непосильным для щенка. Следует помнить, что требование немедленного, безотказного и энергичного подхода нужно повышать постепенно, по мере выработки первоначальных навыков и взросления щенка.
В возрасте 3—6 месяцев выполнение команды «Ко мне!» продолжают закреплять и совершенствовать, допуская умеренное принуждение (механическое воздействие). Если щенок не подходит по команде, его, подав команду, осторожно подтягивают длинным поводком, а затем поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Упражнение повторяют 3—4 раза. Задание постепенно усложняют. Щенка подзывают по команде "Ко мне!", когда он отвлекся или куда-то удалился. Расстояние между хозяином и щенком увеличивают. При этом каждый раз предварительно произносят кличку, чтобы привлечь внимание щенка, а когда он отреагирует — команду.
В возрасте 6—8 месяцев команду «Ко мне!» отрабатывают и совершенствуют с помощью длинного поводка. Если щенок после команды и показа лакомства не подходит к хозяину, ее повторяют более строго и легко натягивают поводок, подтягивая щенка к себе и повторяя команду 1—2 раза. Когда щенок окажется возле хозяина, тот поощряет его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Нужно стараться не причинять щенку боли. После небольшого перерыва упражнение повторяют. На последующих занятиях нужно добиваться, чтобы щенок по команде направлялся к хозяину без помощи поводка, причем не подходил, а подбегал. Поощрение лакомством следует постепенно сокращать. После того как щенок привыкнет подбегать к хозяину по команде «Ко мне!», приступают к отработке реакции на жест.
Когда щенок отбежит от хозяина на длинном поводке, произносят кличку, чтобы привлечь его внимание, и делают такой жест: поднимают правую руку в сторону на уровень плеча ладонью вниз и быстро опускают ее к бедру правой ноги, а затем подают команду «Ко мне!». Подбежавшего щенка поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Упражнение повторяют с небольшими перерывами 3—4 раза.
На последующих занятиях команду подают реже, а затем ограничиваются одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка. В дальнейшем подзывают щенка командой и жестом одновременно, но периодически прибегают то к одной команде, то к одному жесту, добиваясь, чтобы жест стал для щенка равноценен команде. Если щенок неохотно реагирует на жест, его можно активизировать, показав в правой руке лакомство или отбежав на несколько шагов.
В дальнейшем щенка приучают по команде «Ко мне!» подбегать к хозяину, обходя его справа и сзади, и садиться у левой ноги. Для этого произносят кличку щенка, делают жест и произнося команду «Ко мне!». Подбегающему щенку показывают в правой руке лакомство, отводят за спину и, переложив в левую руку, побуждают щенка вслед за лакомством обойти хозяина сзади и перейти на левую сторону. Когда щенок окажется у левой ноги, лакомство нужно переложить в правую руку и поднять его вверх и немного назад, заставляя щенка сесть. Если он не сядет, подают команду «Сидеть!». Упражнение повторяют 3—4 раза, добиваясь более быстрого выполнения команды.
Для крупных, очень самоуверенных и независимых собак подойдет способ оборонительного поведения. Если у вас есть добровольные помощники, то они должны подогнать к вам гуляющую без поводка и не обращающую на вас и ваши команды собаку. Легче всего это сделать на дрессировочной площадке или на огороженном участке местности Вы продолжаете ласковым голосом подавать собаке команду подзыва, а ваши помощники, кто прутом, кто угрожающим криком, броском камешка, подгоняют ее к вам.
Навык считается выработанным, если собака с любого расстояния, в разное время и при наличии отвлекающих раздражителей по первой команде и жесту быстро подбегает к дрессировщику (хозяину), обегает его справа сзади, останавливается у левой ноги и садится.
! Возможные ошибки дрессировщика Систематическое произнесение клички собаки перед командой "Ко мне!» и многократное повторение команды. Применение болевых или неприятных для собаки раздражителей после ее подхода. Систематический подзыв собаки из положения сидя, лежа, стоя (это приводит к срыву выдержки собаки в этих положениях).
|
|
| |
corso-kazan | Дата: Пн, 09.06.14, 12:02 | Сообщение # 10 |
Галина
Группа: Администратор
Сообщений: 9654
Статус: Offline
| Запрет командой "Фу"
Этот навык необходим, чтобы хозяин (дрессировщик) с помощью команды мог своевременно прекратить нежелательные действия щенка (собаки) или попытки к их совершению. Условным раздражителем служит команда «Фу!», безусловными - вначале удар прутиком, затем рывок поводком. Для взрослой собаки иногда применяют рывок строгого ошейника. Команда достигает цели в случае, если ее подают в тот момент, когда щенок или взрослая собака начинает нежелательное действие.
Дрессировка 1-3-месячных щенков В возрасте 1—3 месяцев прекращать нежелательные действия по команде «Фу!» щенка приучают осторожно, чтобы не тормозить его активность, естественное стремление побегать и поиграть. Следует помнить, что до 2,5—3-месячного у щенка легко вырабатываются положительные навыки, несвязанные с какой-либо деятельностью, например, на команды «Ко мне!» и «Гуляй!», но еще трудно вырабатываются тормозные реакции. Поэтому в возрасте 1—3 месяцев прибегать к механическому воздействию нельзя.
Отучить щенка от дурных поступков можно с помощью метода отвлечения и переключения его внимания на другое занятие, например игру. Для отвлечения щенка от нежелательных действий можно произнести его кличку, подать команду «Ко мне» и показать лакомство. Как только щенок подбежит к хозяину, с ним нужно поиграть и только через некоторое время поощрить лакомством, чтобы он не посчитал, что его поощряют за нежелательные действия.
Наказывать щенков в возрасте 1—3 месяцев нельзя. Исключением могут быть случаи, если неоднократные попытки отвлечь его от нежелательных действий не увенчались успехом. Тогда щенку можно нанести легкий удар прутиком по спине и одновременно произнести команду «Фу!». Это нужно сделать сразу же, как только щенок попытается совершит нежелательное действие, и только со щенками 2,5—З месячного возраста.
Дрессировка 3—6-месячных щенков Щенков 3—6-месячного возраста приучают прекращать нежелательные действия по команде «Фу!» на протяжении этого возрастного периода. Требования к ним постепенно повышаются. При выработке навыка каждый раз, как только щенок попытается произвести нежелательное действие, произносят с угрожающей интонацией команду «Фу!» (условный раздражитель), которую немедленно подкрепляют механическим воздействием (безусловным раздражителем). Команда «Фу!» и механическое воздействие не должны пугать щенка. Упражнение в течение дня повторяют 3—4 раза
Когда на команду «Фу!» у щенка выработается первоначальный навык и он станет выполнять её, можно ограничиться одной командой, а безусловный подкрепляющий раздражитель применять, чтобы выработанный навык не угасал.
Дрессировка 6—8-месячных щенков В возрасте 6—8 месяцев условия отработки команды «Фу!» усложняются, повышаются требования к щенку. Главная задача в этот период — добиться более четкого реагирования на команду для прекращения нежелательных действий. Щенка приучают не подбирать с земли кости, другие пищевые отбросы, не брать корм, который предлагают посторонние. Команду «Фу!» и рывки поводком применяют, чтобы отучить щенка набрасываться во время прогулок на людей, транспортные средства и облаивать их.
! Возможные ошибки дрессировщика Чрезмерно частое подкрепление команды «Фу!» болевыми раздражителями, злоупотребление строгим ошейником, ударами прута (хлыста). Частое применение команды «Фу!» без подкрепления болевыми раздражителями, в результате чего теряется сигнальное и предупредительное значение команды; неуместное использование команды «Фу!» вместо какой-либо другой Выработка выдержки
Дрессировка 4-месячных щенков Вырабатывать у щенка выдержку начинают с 4-месячного возраста. Выдержка способствует послушанию, дисциплинированности, более успешному усвоению основ правильного воспитания и начальной дрессировки. Выдержка требует затормаживания у щенка инстинкта и дается ему нелегко. Нельзя предъявлять к щенку слишком высоких требований. Наиболее доступна и эффективна выработка выдержки в период кормления.
Щенка подводят к кормушке и удерживают поводком в течение 5 секунд, затем по команде «Кушай!» пускают к кормушке. Постепенно увеличивают выдержку, доводя ее для 6-месячного щенка до 8—10 секунд. Когда будут выработаны и закреплены первоначальные навыки выдержки, щенка можно подзывать к кормушке без поводка.
Вырабатывать выдержку можно во время приучения щенки к выполнению команд: «Гуляй!», «Апорт!», «Вперед!», «Сидеть», «Стоять!», когда на них выработаны достаточно выраженные и устойчивые навыки. Например, щенка на поводке сажают у левой ноги, показывают ему игрушку в правой руке и, бросив ее на 5—6 шагов, удерживают щенка поводком. Через 4—5 секунд подают команду «Апорт!» и посылают щенка за игрушкой, поступая затем, как при апортировке. Через 5-6 минут упражнение повторяют. Постепенно время выдержки увеличивают. Выдержка должна вырабатываться у щенка по отношению к специалистам, проводящим осмотр на выводках молодняка и другие комиссионные осмотры (осмотр зубов и др.). Щенок должен быть приучен вести себя во время осмотра спокойно. Для этого нужно до выводки провести 2—3 тренировочных занятия, имитирующих комиссионный осмотр. В качестве экспертов можно пригласить знакомых собаководов.
Дрессировка 6—8-месячных щенков Для 6—8-месячных щенков выдержку вырабатывают по той же методике. Время выдержки постепенно увеличивают и к 8 месяцам доводят до 15 секунд.
|
|
| |
|